Logo
Карта сайта Лучший отечественный товар 2007 года Лидер отрасли 2010
Скупой платит дважды. Второй раз - очень дорогую цену

Скупой платит дважды. Второй раз - очень дорогую цену

Когда речь заходит об автомобиле как о механизме, состоящем из множества деталей и узлов, всем становится понятно, что когда-нибудь наступает ситуация, когда выработавшие ресурс или поломавшиеся детали потребуют замены. В такой ситуации всегда возникает дилемма - какую запчасть купить: оригинал, точно такой, который поступает на сборочный конвейер, или выбрать вариант подешевле. К сожалению, ввиду объективных и субъективных причин покупатель часто склоняется к дешевому варианту. Давайте вместе проанализируем, всегда ли принятое решение о "дешевом" варианте действительно будет правильным. Для примера проведем сравнительный анализ продукции предприятий, выпускающих пневматическую тормозную аппаратуру: ОАО "Полтавский автоагрегатный завод", который имеет индексы в обозначении продукции "11", "12", "13", "14" и полтавской фирмы "Автокомпонент Плюс" с индексом в обозначении "16". Первое имеет опыт, насчитывающий более полувека, производства и поставок крупнейшим в СНГ автопроизводителям пневматической тормозной аппаратуры, второе достаточно молодое, что не является недостатком, однако, это не дает право на какие либо послабления в области выполнения действующих в автопроме требований. Предлагаемое сравнение должно помочь потребителям научиться различать продукцию этих производителей, что актуально по причине их географической привязке к одному городу - Полтаве.



Нужно отметить, что все без исключения крупные автопроизводители никогда не введут в комплектацию своей продукции автокомпоненты, не прошедшие всесторонних испытаний в составе АТС. Это означает, что к автокомпонентам фирм, которые не присутствуют на первичном рынке, т.е. не поставляют на конвейеры, у автопроизводителей имеются претензии. Давайте разберемся, какие это могут быть претензии. Для получения объективных результатов были изучены и проведены лабораторные испытания ряд аппаратов-аналогов упомянутых производителей. Общий визуальный осмотр аппаратов дал следующие результаты: наружное защитное покрытие у аппаратов производства ОАО "ПААЗ" - гальваническое, у аппаратов фирмы "Автокомпонент Плюс" - полимерная окраска серого цвета. Если для корпусных деталей оба покрытия успешно выполняют свою функцию, то полимерная окраска теплообменника должна снижать эффективность теплоотдачи, что было впоследствии подтверждено испытаниями. Упомянутая окраска присутствует на уплотнительных поверхностях, что вызывает сомнение в долговечности и надежности таких аппаратов. Было также отмечено пренебрежение фирмой "Автокомпонент Плюс" требованиями нормативного документа ОСТ 37.001.085-76 "Аппараты пневматического тормозного привода автотранспортных средств. Общие технические требования" в части маркировки мест присоединения трубопроводов на аппарате. Выполнение данного требования дает не просто удобство при ремонте и диагностировании, но в значительной мере влияет на безопасность, т.к. неверное подсоединение трубопроводов приводит к отказу тормозной системы. При дальнейшем сравнительном анализе отдельных аппаратов мы будем останавливаться только на отклонениях от существующих норм и выявленных неудобствах при эксплуатации.



Начнем с аппаратов подготовки воздуха: влагомаслоотделителей и осушителей. Кроме отмеченной выше разницы в покрытиях имеются конструктивные отличия в исполнении кранов отбора воздуха. На изделиях ОАО "ПААЗ" краны отбора соответствуют ОСТ 37.001.485-89 "Средства автотранспортные. Штуцер контрольный пневматических тормозов. Присоединительные размеры и технические требования", что упрощает пользование краном. На влагомаслоотделителях 16.3512010 и 16.3512010-10 фирмы "Автокомпонент Плюс" в качестве крана отбора используется с сомнительными потребительскими свойствами резьбовой сосок без клапана с резьбовой заглушкой. Конструктивно влагомаслоотделитель 16.3512010-10 является адсорбционным осушителем с картриджем. Для замены картриджа в эксплуатации у всех производителей аналогичных осушителей, в том числе у ОАО "ПААЗ", требуется свободное пространство над картриджем примерно 20 мм, а для замены картриджа в изд. 16.3512010-10 из-за конструктивной особенности (змеевика-охладителя вокруг картриджа) требуется до 150 мм пространства.

Рассмотрим двухсекционные тормозные краны. Тормозной кран по важности возложенных на него функций в тормозной системе можно сравнить с сердцем в организме человека. В Правилах #13 ЕЭК ООН, являющихся "Библией" для любого занимающегося тормозными системами специалиста, существует понятие "детали гарантированной прочности". К числу таких деталей, которые, цитируя Правила #13 ЕЭК ООН: "не считаются деталями, которые могут разрушаться", относятся приводные рычаги тормозных кранов.

Все уважающие себя и заботящиеся о безопасности своих клиентов производители изготавливают указанные рычаги из стали или чугуна, а фирма "Автокомпонент Плюс", руководствуясь исключительно удешевлением стоимости изделия, использовала для рычага алюминиевый сплав, имеющий намного более низкие механические свойства. Кроме того, у тормозного крана фирмы "Автокомпонент Плюс" в отличие от кранов ОАО "ПААЗ" отсутствует конструктивная возможность установки глушителя шума, чего требуют потребители для выполнения требования Правил #51 ЕЭК ООН по шуму.



При сравнении довольно простых по конструкции изделий, какими являются фильтры магистральные, обнаружилось, что изделие 16.3511310 имеет проходное сечение менее 7 мм по сравнению с проходным сечением 12 мм у изделия 12.3511310. Величины проходных сечений отдельных аппаратов и трубопроводов определяют быстродействие пневматического тормозного привода, что в свою очередь напрямую влияет на безопасность движения.

При рассмотрении воздухораспределителя прицепа 16.3531010 обращает на себя внимание конструкция органа управления краном растормаживания, которая более уместна на шариковой авторучке, нежели на продукции промышленного назначения.

Как было сказано выше, все рассматриваемые аппараты прошли лабораторные испытания по проверке их работоспособности в различных климатических условиях. При проверке работоспособности при отрицательных температурах практически все аппараты с индексом "16" при температуре минус 30 С и ниже оказались неработоспособными из-за больших утечек. Кроме того, у крана тормозного при указанных температурах рычаг крана не возвращался в исходное положение из-за потери эластичности пыльника.

Подводя итог всему сказанному, напрашивается вывод, что только цена не должна определять выбор при покупке.

Возвращаясь к словам, вынесенным в заголовок статьи, становится понятно, почему плата за пренебрежение качеством и надежностью тормозной аппаратуры может привести к плачевным последствиям.

о нас вакансии история новости продукция качество закупки неликвиды магазин контакты